Разделы сайта
Выбор редакции:
- Отслеживание сдэк Можно ли забрать посылку на складе сдэк
- Найти перо птицы: что сулит примета?
- Особенности увольнения женщины с ребенком Имеют ли право сокращать на производстве вдов
- Броненосцы типа "андрей первозванный" 254 мм пушки броненосца андрей первозванный
- Инсценировка музыкальной сказки для детей старшей группы (5—6 лет) I
- Организация (предприятие) и ее основные характеристики
- Селекция наука о создании новых пород животных Понятие о породе, сорт, штамм
- Патологоанатом, основные компетенции Различая в работе
- Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования введение
- Как узнать о плановой проверке моего предприятия
Реклама
Битумы нефтяные дорожные вязкие. Характеристики и свойства битума: краткий обзор основных качеств. Маркировка нефтяных дорожных битумов |
Еще в древних временах. Такие столицы, как Вавилон или Ассирия использовали битум в виде строительного материала еще за 3 тыс. лет до н. э. Он отлично выполнял функцию цементирующего или водоизолирующего материала. Данное вещество можно разделить не несколько групп, которые определяются на основании органического состава строительного материала. Что касается дегтевых битумов, то сюда можно отнести все виды дегтя и пеки. Так, они бывают дегтевыми и природными органическими. К битумным можно отнести следующие:
Физико-механические особенности строительных битумов Сферы использованияКонечно, битумы (как строительные материалы) получили крайне широкое распространение в гидротехническом, дорожном или промышленно-коммерческом строительстве. Сегодня они используются в виде кровельных материалов, способствуют коммерческому строительству и используются при дорожно-ремонтных работах. Вяжущее органическое вещество отлично сочетается и взаимодействует с резиной или полимером, что позволяет только улучшить общее качество битумных изделий в соответствии с требованиями и нормами современного строительства. На видео подготовка и использование дорожного битума марок БНД 90/130 и БНД 60/90:
Состав, строение и особенности материалаСредний состав битума варьируется в таком отношении элементов: 75-80% углеродов, 10-15% водорода, до 10% серы и до 5% кислорода. Твердая часть данного строительного материала — это углеводороды и их производные на молекулярном уровне. По своему строению данное вещество напоминает коллоидную систему, в которой асфальтены диспергированы в дисперсионной среде из масла и смолы. Данные элементы, входящие в состав битумов, определяют также ряд свойств и характеристик, которыми обладает материал. К примеру, повышенный процент содержания асфальтенов и смолы влечет за собой увеличение твердости, плотности и температуры плавления. В противном случае, то есть при повышенном уровне масел, битум размягчается и становится более легким и легкоплавким. Согласно ГОСТ 22245 90 , содержание масла и смолы в битуме должно быть средним и уравновешенным, иначе он приобретет излишнюю пластичность и вязкость. Степень вязкости битума напрямую зависит от степени нагревания. Увеличение температуры приведет к увеличению вязкости, а ее уменьшение сделает материал более твердым. При нулевой или минусовой температуре битум становится достаточно хрупким материалом. Битум также обладает еще одним важным свойством: он не растворяется в воде, но полностью или частично растворяется в кислотных веществах, вроде хлороформа, бензола или сероуглероде, имеет невысокую теплоемкость. Согласно сертификату соответствия, битум должен обладать плотностью, которая находится в пределах 1,5 г/см куб. Но при расчете общей массы битума, вес 1 литра будет рассчитываться через плотность 1 кг/м куб. Битумы обладают широким спектром особенностей и полезных свойств, которые выводят его на ведущий уровень среди прочих связующих строительных материалов. Гидрофобность и растворимость в большей части современных растворителей, размягчение и увеличение вязкости при постепенном нагревании, пластичность и адгезия – всеми этими свойствами должен обладать качественный битум. Что такое индекс пенетрацииПенетрация — это показатель, который характеризует свойства битумов в твердом виде. Иными словами, это глубина, на которую проникает игла при температуре битума в 25 градусов. Для определения данного коэффициента используется специальный прибор Пенетрометр. Процесс измерения подразумевает замер глубины проникновения калиброванной иглы с учетом заданного промежутка времени и постоянной нагрузкой. Такой замер производится в заданной температуре битума и рассчитывает глубину погружения иглы, что измеряется в отношении 1 к 10 мм. Среди трех подобных измерений выбирается среднее, которое и является индексом пенетрации. Таблица сравнительных характеристик строительных марок битума Таблица сравнительных характеристик кровельных марок битума Стоит упомянуть еще один качественный показатель, который отлично характеризует битум как дорожный (жидкий или вязкий), строительный изоляционный и кровельный — это удельный и объемный вес. Согласно всем технологическим и строительным стандартам, удельный вес битума должен составлять не более 1 г/см. куб. при его температуре кипения. Все эти показатели обязательно указываются в паспорте продукта. Какой класс опасности имеет битумОсновная проблема, возникающая при , — это необходимость его транспортировки в жидком виде при соответствующей температуре. Поскольку температура в цистерне должна быть свыше, чем 100 градусов, но ниже, чем температура возгорания, то битуму придают 9 класс опасности, который называют «Жидкость при повышенной температуре. Легковоспламеняющаяся». Данное вещество имеет высокую теплоемкость, поэтому к его транспортировке надо подходить с большой внимательностью. В заключение— это высококачественное связующее вещество, которое широко используется в строительстве. Данное вещество подойдет для различных типов работ. Транспортировка битума — довольно трудоемкий процесс, который требует не только наличия специальных цистерн, но и технического паспорта. Не стоит также забывать, что битум — вещество на органической основе, которое имеет свой собственный срок годности, равный 1 календарному году. В связи с некоторыми сложностями при транспортировке, ему вполне можно поставить 4, хотя данный материал попросту незаменим в строительстве. Еще несколько слов о строительном битуме:
Индекс пенетрации характеризует термическую чувствительность битумных вяжущих. Для той цели используется и более простой показатель - интервал пластичности битума, определяемый как разность температур размягчения и хрупкости битума (метод предложен профессора М. И. Руденской). Индекс пенетрации вычисляют в виде отвлеченного числа: ИП = , Глубина проникания иглы в битум при 25°С, 0,1мм; Температура размягчения битума, °С. Для дорожного строительства пригодны битумы с индексом пенетрации от - 2 до +2. Интервал пластичности 55 – 75 °С. Битумы с индексом пенетрации менее -2, обладая более высокой погодоустойчивостью, характеризуются более низкой температурой размягчения и более высокой температурой хрупкости (интервал пластичности их обычно менее 55 °С). Битумы с индексом пенетрации более +2, хотя и не столь температура чувствительны, малорастяжимы, менее погодоустойчивы. Определение индекса пенетрации основывается на установлении определенной взаимосвязи между температурой размягчения битума и глубиной проникания в него иглы прибора. Определение содержания в битуме водорастворных соединений. Вымывание атмосферными осадками водорастворимых соединений из асфальтобетонных и битумоминеральных покрытий и оснований обусловливает преждевременное разрушение дорожных одежд. Сущность метода заключается в переводе их в водную вытяжку и последующем определении массы после выпаривания воды. Показателем содержания водорастворимых соединений является отношение массы битумных компонентов, выделившихся из водной вытяжки после ее кипячения, к первоначальной массе пробы исследуемого битума. Метод определения сцепления битума с минеральной частью. От средней пробы асфальтобетонной смеси, приготовленной в лаборатории или на заводе, отвешивают на технических весах две навески по 50 г и помещают одну из них на сетку. Вторую навеску оставляют для последующего сравнения со смесью, прошедшей испытание. Химический стакан заполняют 15 % -ным раствором поваренной соли в дистиллированной воде примерно на 2 /3 объема и устанавливают на электрическую плитку, песчаную «баню» или над пламенем газовой горелки. Сетку с навеской асфальтобетонной смеси опускают в стакан с кипящим раствором поваренной соли таким образом, чтобы слой кипящего раствора над сеткой был не менее 30 - 40 мм. При испытании вязких битумов сетку с испытуемым образцом выдерживают в течение 30 мин в кипящем растворе, а при испытании жидкого битума - в течение 5 мин. Кипение раствора не должно быть бурным. Битум, в процессе кипячения всплывший на поверхность смеси, снимают фильтровальной бумагой. По истечении указанного времени сетку со смесью переносят в стакан с холодной водой для охлаждения и чтобы смыть соль, осевшую на частичках смеси, после чего смесь помещают на фильтровальную бумагу для испарения воды. Сцепление оценивают после полного высыхания смеси. Битум считается выдержавшим испытание на сцепление с минеральной частью асфальтобетонной смеси, если после испытания вся поверхность минеральных материалов покрыта битумом. Температура вспышки. Испытания проводят в открытом тигле, определяя температуру, при которой пары битума, нагреваемого в стандартных условиях, образуют с воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени. Этот показатель нужен для установления режима плавления битума и приготовления из него горячих мастик, асфальтобетона и т.п. Испытание битума ведут в приборе, состоящем из наполненного песком большого тигля, обогреваемого горелкой, и внутреннего тигля, в который наливают расплавленный битум. Пробу битума перед испытанием обезвоживают, расплавляя и выдерживая его до прекращения вспенивания. За температуру вспышки битума принимают температуру, показываемую термометром при появлении синего пламени хотя бы над частью его поверхности. При испытании нужно избегать движения воздуха и яркого освещения, чтобы не затруднять наблюдение за моментом вспышки. БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ ДОРОЖНЫЕ ВЯЗКИЕ Технические условия ГОСТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СССР 1.1. Вязкие нефтяные дорожные битумы изготовляют окислением продуктов прямой перегонки нефти и селективного разделения нефтепродуктов (асфальтов деасфальтизации, экстрактов селективной очистки), а также компаундированием указанных окисленных и неокисленных продуктов или в виде остатка прямой перегонки нефти в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. Допускается использовать крекинг-остаток в качестве компонента сырья окисления. 1.2. Характеристики 1.2.1. В зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90.
1.2.2. По физико-химическим показателям битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1 1.2.3. Требования безопасности 1.2.3.1. Вязкие дорожные нефтяные битумы являются горючими веществами с температурой вспышки выше 220 °С и минимальной температурой самовоспламенения 368 °С. 1.2.3.2. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны 300 мг/м 3 — в соответствии с ГОСТ 12.1.005. Содержание паров углеводородов в воздушной среде определяют по ГОСТ 12.1.014-84. 1.2.3.3. Битумы являются малоопасными веществами и по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007. 1.2.3.4. При работе с битумами следует применять средства индивидуальной защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке. 1.2.3.5. Помещение, в котором производится работа с битумом, должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией. 1.2.3.6. При загорании небольших количеств битума его следует тушить песком, кошмой или пенным огнетушителем. Развившиеся пожары битума следует тушить пенной струёй. 1.3. Требования охраны природы 1.3.1. Эффективными мерами защиты природной среды является герметизация оборудования и предотвращение разливов битума. 1.3.2. Отходы производства битума (газы окисления) обезвреживают сжиганием в печи дожига. 2. ПРИЕМКА2.1. Вязкие дорожные нефтяные битумы принимают партиями. Партией считают любое количество битума, однородное по показателям качества и сопровождаемое одним документом о качестве. 2.2. Объем выборки — по ГОСТ 2517. 2.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же партии. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию. 2.4. Растяжимость при 0 °С и изменение температуры размягчения после прогрева изготовитель определяет периодически не реже одного раза в 10 дней, температуру вспышки — не реже одного раза в месяц. 2.5. При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемо-сдаточных до получения положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд. 3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ3.1. Пробы вязких дорожных битумов — по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы каждой марки битума должна быть не менее 0,5 кг. 3.2. Температуру хрупкости битумов марок БН допускается определять по номограмме 3.3. Изменение температуры размягчения после прогрева вычисляют как разность температур размягчения, определенных по ГОСТ 11506 до и после испытания на прогрев по ГОСТ 18180. 4. МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ4.1. Маркировка, транспортирование и хранение битумов — по ГОСТ 1510. 4.2. Вязкие дорожные битумы относятся к 9-му классу транспортной опасности по ГОСТ 19433-88 (подкласс 9.1, категория 9.13, классификационный шифр 9133). 5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ5.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества битумов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. Технологией производства гарантируется сцепление битумов марок БНД с эталонным мрамором по образцу № 2 по ГОСТ 11508-74 методом А. 5.2. Гарантийный срок хранения битумов — один год со дня изготовления. Номограмма для определения температуры хрупкости дорожных Номограмма для определения температуры хрупкости дорожных БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ ДОРОЖНЫЕ ВЯЗКИЕ Технические условия ГОСТ ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР Дата введения 01.01.91 Настоящий стандарт распространяется на вязкие дорожные нефтяные битумы, предназначенные в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных и аэродромных покрытий. Обязательные требования к качеству нефтяных дорожных вязких битумов изложены в пункте 5 таблицы 1. 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ1.1. Вязкие нефтяные дорожные битумы изготовляют окислением продуктов прямой перегонки нефти и селективного разделения нефтепродуктов (асфальтов деасфальтизации, экстрактов селективной очистки), а также компаундированием указанных окисленных и неокисленных продуктов или в виде остатка прямой перегонки нефти в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. Допускается использовать крекинг-остаток в качестве компонента сырья окисления. 1.2. Характеристики 1.2.1. В зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90. Область применения битумов в дорожном строительстве - в соответствии с приложением 1. Таблица 1
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯИздание официальное Стандарти нформ 2009 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТБИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ ДОРОЖНЫЕ ЖИДКИЕТехнические условияRoad petroleum liquid bitumens. МКС 75.140 ОКП 02 5611 0000 Дата введения 01.01.84 Настоящий стандарт распространяется на жидкие нефтяные дорожные битумы, применяемые в качестве вяжущего материала при строительстве дорожных покрытий, оснований и для других целей. Обязательные требования к качеству продукции изложены в п. 2.2 (таблица, и. 4) и и. 4.2. (Измененная редакция, Изм. № 2). 1. МАРКИ1.1. В зависимости от скорости формирования структуры жидкие битумы подразделяются на два класса: Густеющие со средней скоростью, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (СГ) и предназначенные для строительства капитальных и облегченных дорожных покрытий, а также для устройства их оснований во всех дорожно-климатических зонах страны; Медленногустеющие, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (МГ) и получаемые из остаточных или частично окисленных нефтепродуктов или их смесей (МГО), предназначенные для получения холодного асфальтобетона, а также для строительства дорожных покрытий облегченного типа и оснований во II-V дорожно-климатических зонах и других целей. 1.2. В зависимости от класса и вязкости устанавливаются следующие марки жидких битумов: СГ 40/70, СГ 70/130, СГ 130/200; МГ 40/70, МГ 70/130, МГ 130/200; МГО 40/70, МГО 70/130, МГО 130/200. 1.3. Для получения разжиженных битумов используют вязкие дорожные битумы по ГОСТ 22245 с глубиной проникания иглы не более 90. Фракционный состав нефтепродуктов, применяемых в качестве разжижителей: Температура начала кипения, °С, не ниже................ 145 - 50 % перегоняется при температуре, °С, не выше........... 215 280 96 % перегоняется при температуре, °С, не выше........... 300 360 В жидкие битумы для обеспечения требования по сцеплению с мрамором или песком, при необходимости, вводят поверхностно-активные вещества (анионные или катионные). Издание официальное Перепечатка воспрещена © ИПК Издательство стандартов, 1982 © СТАНДАРТИНФОРМ, 2009 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ2.1. Жидкие битумы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. 2.2. По физико-химическим показателям жидкие битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице. Норма для марки Продолжение
Примечания: 1. (Исключено, Изм. № 1). 2. Для жидких битумов марки МГО 70/130, вырабатываемых из бакинских нефтей, температура вспышки допускается не ниже 140 °С. (Измененная редакция, Изм. № 3). 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ3.1. Жидкие битумы - горючие вещества с температурой самовоспламенения не ниже 300 °С. 3.2. При разжижении вязких битумов в открытой системе температура битума, поступающего на смешение с разжижителем, не должна превышать 120 °С. Перемешивание вязкого битума с разжижителем проводят инертным газом или циркуляцией. 3.3. При работе с жидкими битумами запрещается использовать открытый огонь и курить в местах проведения работ. 3.4. Подогрев жидких битумов следует проводить при помощи пара. Допускается использовать электроподогрев при условии хорошей изоляции нагревательных элементов. При сливе, наливе и применении жидких битумов установлены следующие температуры нагревания для марок: от 70 °С до 80 °С - для СГ 40/70; МГ 40/70; » 80 °С » 90 °С » СГ 70/130; МГ 70/130; » 90 °С » 100 °С » СГ 130/200; МГ 130/200; МГО 40/70; МГО 70/130; МГО 130/200. 3.5. При производстве, сливе, наливе и отборе проб битумов применяют спецодежду, индиви дуальные средства защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, утвержденными Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС. 3.6. При загорании небольших количеств битума его тушат песком, кошмой или огнетушителем, специальными порошками; развившиеся пожары разлитого продукта на большой площади тушат пенной струей. 4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ4.1. Жидкие битумы принимают партиями. Партией считают любое количество битума, однородного по своим показателям качества и сопровождаемого одним документом о качестве по ГОСТ 1510 с обязательным указанием товарного знака. В документе о качестве указывают также минеральный материал (песок или мрамор), с которым проводилось испытание на сцепление. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517. 4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания пробы от удвоенной выборки. Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию. 5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ5.1. Пробы жидких битумов отбирают по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы каждой марки жидких битумов 1,0 кг. 5.2. Испытание на сцепление с мрамором или песком проводят по ГОСТ 11508 для жидких битумов марок МГО методом А, для марок СГ и МГ - методом Б. Жидкие битумы, к которым добавлены катионоактивные вещества, испытывают на сцепление с песком; жидкие битумы с анионоактивными веществами - с мрамором. 5.3. Условную вязкость определяют по ГОСТ 11503 со следующим дополнением: пробу предварительно охлаждают до комнатной температуры, выдерживают не менее 1 ч, затем нагревают на 2 °С-3 °С выше температуры испытаний. (Введен дополнительно, Изм. № 3). 6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ6.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение жидких битумов - по ГОСТ 1510. По степени транспортной опасности жидкие битумы относят к 9-му классу опасности, подклассу 9.1, категории 9.12 по ГОСТ 19433. Жидкие битумы классов СГ и МГ следует хранить в резервуарах, оборудованных предохранительной арматурой. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2). 7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ7.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества жидких битумов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. 7.2. Гарантийный срок хранения жидких битумов со дня изготовления должен быть для класса СГ - 6 мес; класса МГ - 8 мес; класса МГО - 1 год. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, Министерством транспортного строительства СССР 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25.08.82 № 3367 Изменение № 2 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 6 от 21.10.94)
тизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93) 6. ИЗДАНИЕ (октябрь 2009 г.) с Изменениями № 1,2, 3, утвержденными в декабре 1987 г., августе 1995 г., октябре 2000 г. (ИУС 4-88, 10-95, 12-2000), Поправкой (ИУС 1-2006) Редактор Н.В. Таланова Технический редактор Н. С. Гришанова Корректор А. С. Черноусова Компьютерная верстка И.А. Налейкиной Подписано в печать 15.12.2009. Формат 60 х 84 1 /%. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Усл.печ.л. 0,93. Уч.-изд.л. 0,55. Тираж 69 экз. Зак. 762. ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ. Отпечатано в филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» - тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Особенности увольнения руководителя организации |
Новое
- Найти перо птицы: что сулит примета?
- Особенности увольнения женщины с ребенком Имеют ли право сокращать на производстве вдов
- Броненосцы типа "андрей первозванный" 254 мм пушки броненосца андрей первозванный
- Инсценировка музыкальной сказки для детей старшей группы (5—6 лет) I
- Организация (предприятие) и ее основные характеристики
- Селекция наука о создании новых пород животных Понятие о породе, сорт, штамм
- Патологоанатом, основные компетенции Различая в работе
- Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования введение
- Как узнать о плановой проверке моего предприятия
- Да уж, теперь не разгонишься