Реклама

Главная - Пенсия военнослужащим
Отношение современной молодежи к чтению. Анатолий Луначарский - О детской литературе, детском и юношеском чтении (сборник)

Анатолий Васильевич Луначарский

О детской литературе, детском и юношеском чтении

Вступительная статья

Имя Анатолия Васильевича Луначарского (1875–1933) самым тесным образом связано с историей становления советской культуры, дела образования и воспитания молодого поколения нашей страны.

Луначарский был широко и разносторонне образованным человеком. С детских лет книги становятся его друзьями и наставниками. Его любимыми книгами были произведения Рылеева, Пушкина, Тургенева, Добролюбова, Писарева, Чернышевского. Еще подростком он интересовался проблемами политики, эстетики, искусствоведения.

Вспоминая о своих детских и юношеских годах, Анатолий Васильевич писал: «Читал все время массу, не только на русском, но и на французском и на немецком языках… К 1891 году я был уже „марксистом“, с трепетом читал нелегальных тогда Энгельса и Каутского, и от Писарева перешел к штудированию первого тома „Капитала“ Маркса». «…Первый том „Капитала“ именно в это время, в 4-м классе гимназии, был мною проштудирован вдоль и поперек. Хотя он и позднее был мною неоднократно перечитан, но основное знакомство с ним получил я именно в 13 лет…»

Книги, по свидетельству Луначарского, привлекли его к участию в революционном движении, сформировали как публициста и писателя.

В предреволюционные годы Луначарский проявляет большой интерес и к вопросам педагогики. Живя в Швейцарии, он в течение двух лет изучал педагогику, посещал школы, знакомился с трудами по проблемам воспитания.

Луначарский принадлежал к замечательному поколению революционеров-большевиков, которое под руководством В. И. Ленина подготовило и осуществило социалистическую революцию, заложило фундамент социалистического государства.

После революции партия поручила Анатолию Васильевичу один из важнейших участков социалистического строительства. Второй Всероссийский съезд Советов в своем постановлении об образовании рабоче-крестьянского правительства во главе с Лениным назначил Луначарского комиссаром по просвещению. На этом посту он оставался до 1929 года.

В статье «Из Октябрьских воспоминаний» Анатолий Васильевич писал, что это назначение он воспринял не только с волнением, но даже с испугом, когда представил себе всю грандиозность той ответственности, которая на него возлагалась. Ведь в 20-е годы в ведении Наркомпроса находились все области просвещения и культуры: дошкольное воспитание, школьное обучение, высшие учебные заведения, профессиональное образование, ликвидация неграмотности, памятники старины, издательства, театры, культурно-просветительная работа. И все это должно было закладываться, осуществляться и развиваться впервые, причем в обстановке голода, разрухи, саботажа части работников, а в самые первые послереволюционные годы и в обстановке иностранной интервенции и продолжавшейся еще гражданской войны.

В эти годы все, что делалось в области культуры в самом широком смысле этого слова, было связано с именем Луначарского. При его участии подготавливались постановления партии и Советского государства по вопросам литературы и искусства, создания системы народного просвещения. Нельзя забывать, что в это же время Луначарский являлся одним из первых советских ученых, разрабатывавших марксистско-ленинские принципы литературоведения, был критиком, драматургом, лектором по вопросам театра, литературы и искусства, и его лекции впервые были построены на марксистско-ленинских принципах.

Успех дела, которым руководил Луначарский, объясняется не только его разносторонними знаниями, но и тем, что он работал под непосредственным руководством Владимира Ильича Ленина, а рядом с ним трудились такие корифеи в области педагогики, литературы, искусства, как Н. К. Крупская, А. М. Горький, А. Блок, В. Брюсов, О. Ю. Шмидт, А. Серафимович, такие ученые, как А. Ферсман и В. Обручев, такие молодые энтузиасты, как К. Чуковский и Н. Сац.

Владимир Ильич Ленин высоко ценил деятельность Народного комиссариата просвещения и лично Анатолия Васильевича, считал его на редкость богато одаренной натурой, отличным товарищем, умеющим превосходно выполнить любое партийное поручение. С большим уважением и подлинной любовью относились к Луначарскому сотрудники Наркомпроса, Государственного издательства, ученые, писатели, артисты театров, музыковеды.

Одной из первоочередных задач Советского государства являлась защита детей, воспитание нового человека. В статье «О неделе ребенка» Луначарский провозгласил: «…Забота о детях будет не только частью нашей революции, но она - необходимейшая мера самой прочности революции… Судьба России лежит именно в детях, правильное физическое и общее воспитание которых дает тех граждан, которые впервые, быть может, войдут в подлинный социалистический строй и определят его характер».

Для создания всей системы воспитания и образования человека нового социалистического общества важно было установить, «какой человек нам нужен».

Луначарский в своих работах утверждает, что основной целью воспитания является создание гармонического человека и одновременно борца за коммунизм. «Если мы не будем вырабатывать из ребенка борца, личность, то это нам помешает создать очень многое, помешает создать и гармоническое общество», - писал Анатолий Васильевич в статье «Детское движение и коммунистическое воспитание».

Луначарский утверждал, что человека нового социалистического типа должны отличать прежде всего коммунистическая сознательность, верность идеям пролетарского интернационализма, коллективизм, умение мечтать, то есть видеть перспективы общественного развития, стра-

стно воспринимать жизнь. Формированию нового человека служат общее и политехническое обучение, идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. В процессе воспитания человека социалистического общества должны быть предусмотрены и все условия для развития его чувств и эмоций, для развития и проявления его способностей и талантов.

Все эти положения являются и в настоящее время основополагающими в советской педагогике.

Чтобы успешно решить задачи воспитания нового человека, необходимо было хорошо знать детей. Анатолий Васильевич часто встречался с детьми, переписывался с ними, и это помогало ему определять и осуществлять задачи их защиты и воспитания. Луначарский руководил Советом защиты детей, созданным в январе 1919 года; по его инициативе в 1920 году была проведена Неделя защиты ребенка: он принимал самое непосредственное участие в создании пионерской организации, посещал школы и детские сады, бывал в детских библиотеках и детских домах, выступал на собраниях и митингах детей. В своих выступлениях он рассказывал детям о политической жизни страны, задачах школы, необходимости учебы, общественной деятельности, нравственного воспитания. Приведем только несколько примеров.

  • " onclick="window.open(this.href,"win2","status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no"); return false;" > Печать

Три однородных измерения — высота, ширина и длина - определяют пространство без людей. Как только появляются люди, особенно увлеченные, способные открыться и открыть, - возникает особенное четвертое измерение, в котором по особым законом течет время, распределяется энергия и обязательно совершаются открытия.

Это сотворенное общим напряжением ума и чувств измерение дает возможность каждому быть больше, чем ты есть. В этом году на Апрельских чтениях каждый час интеллектуального и эмоционального напряжения формировал это особое четырехмерное пространство.

Приехали все участники, подавшие заявки на участие в Чтениях. Школьники и студенты, аспиранты и преподаватели. Из г. Холма и п. Пола и Парфино Новгородской области, Нижнего Новгорода и Великого, из Москвы и Санкт-Петербурга, из Самары, Пекина, Флоренции, Милана.

К сожалению, не смогли приехать родные, близкие преподаватели и студенты из северной Италии, но в начале чтений я прочитала письмо от Кристины Росси (Модена, Италия), которое во многом определило атмосферу чтений. Она написала в приветственном письме: «Есть моменты в нашей личной и профессиональной жизни, которые представляют собой печать бесконечности в tour de force нашего ежедневного труда. Моменты, в которых сама жизнь сердца, наконец-то, диктует ритмы, манеры, слова, жесты. Конференция в Старой Руссе для нас — один из таких моментов.

Это сообщество читателей, движимое любовью, огнем, энтузиазмом, жизнью, приносит нам столько радости, делает нас смелыми в желании и организации даже там, где, как кажется, все бесплодно и сухо, формально и пусто. Мы так нуждаемся в «живой жизни» во время ежедневных школьных занятий!

Но что за магия в Старой Руссе? Трудно ответить, не уменьшив масштаб самого события.

Чтения, в которых мы до сих пор имели возможность участвовать, дали нам возможность познакомиться с учителями и учеными, которые смотрят на детей как на взрослых, а также встретить детей, которые смотрят на своего учителя как на товарища по поиску истины. Это кажется малым, но в этом заключена бесконечность».

Открыла чтения, как всегда, Наталья Анатольевна Костина, директор Дома-музея Ф.М. Достоевского. Забота о нас каждого работника музея - это тоже составляющая нашего четвертого измерения. Все докладчики получили сертификаты и подарки, сделанные руками друзей из Италии, учителя и преподаватели - благодарности. Горячий чай во время кофе-пауз, старорусские пироги, полное отсутствие шума в коридорах и фойе и ни одного звонка мобильного телефона за три дня. Кстати, как-то забыли предупредить, чтобы выключили, а ведь не было.

Первый день чтений был посвящен роману Ф.М. Достоевского «Идиот». В этот день заседания и круглый стол вела Татьяна Александровна Касаткина, постоянный научный руководитель чтений, доктор филологических наук, зав. отделом теории литературы ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, Председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Научного совета "История мировой культуры" РАН. Двенадцать докладов, каждый из которых обсуждался. Вопросы членов экспертного совета, возникающие дискуссии, разрядка смехом. Каждый докладчик становился сеятелем, причем семена прорастали практически сразу, и докладчик вольно или невольно становился творцом нового знания, возникающего в наших головах, записках, блокнотах здесь и сейчас.

Работа на круглом столе напоминала зажженный бикфордов шнур. Озарения выстраивались в стройные сообщения с очень серьезной аргументацией, перечитыванием и анализом эпизодов. Чаще всего задумывались над вопросами бытия, природы человека, загадочности главного героя. «Главная мысль романа, - писал Ф.М. Достоевский, - изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете…». Оказалось трудно не только изобразить, но и объяснить, впрочем, именно трудности создают перспективу интеллектуального пути и объем пространства. Может быть, именно поэтому главный вопрос, услышанный мной на следующий день, очень обрадовал. «Почему круглый стол был таким коротким?» - спрашивали меня студентки из Санкт-Петербурга. 120 минут без перерыва. А среди участников были школьники 7-8 классов. Не заметили, как пролетели два часа, продолжили разговор через день на семинаре, в работе которого приняли участие многие выступавшие в предыдущие дни.

Во время второго дня чтений прозвучали доклады, посвященные повести «Двойник», рассказам «Мальчик у Христа на ёлке» и «Мальчик с ручкой», романам «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание», особенностям перевода Достоевским «Евгении Гранде» О. Бальзака. В каждом из докладов - открытие, новый поворот мысли. В обсуждении докладов принял участие протоиерей Александр Ранне, клирик Софийского кафедрального собора, руководитель отдела по религиозному просвещению и катехизации. Его замечания, вопросы расширили и обогатили наше единое образовательное пространство, были естественны и понятны.

Экспертный совет чтений в конце дня оказался, по словам Т.А. Касаткиной, в затруднительном положении. У нас в последние пятнадцать лет сложилась традиция. Доклады, которые бурно обсуждаются на Апрельских чтениях, могут быть представлены на юношеской секции Международных Старорусских Чтений «Достоевский и современность». Так как в этом году бурно обсуждались почти все доклады, выбрать было сложно.

В результате обсуждений экспертный совет, в состав которого вошли учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ п. Пола Новгородской области, заслуженный учитель РФ Ирина Евлампиева; доктор филологических наук Софья Каганович; кандидат филологических наук, советник при ректорате НовГУ им. Ярослава Мудрого Николай Подосокорский; кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела теории литературы ИМЛИ РАН Анна Гумерова; кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела теории литературы ИМЛИ РАН Валентина Сергеева; секретарь Российского общества Достоевского Наталья Шварц; кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы НовГУ имени Ярослава Мудрого Ирина Абрамовская; кандидат наук, профессор Второго Пекинского Института иностранных языков Чжан Бяньгэ, рекомендовал доклады школьников:

  • Марии Алексеевой (МАОУ «СОШ г. Холм» 10 класс). Неоднозначный мотив смеха в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»;
  • Виктории Федоровой (МАОУ «СОШ п. Пола» 10 класс). О невестах князя Мышкина в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»;
  • Дарьи Трошковой (МАОУ «СОШ п. Парфино» 10 класс). О фотографическом портрете Настасьи Филипповны;
  • Даниила Дмитриева (МАОУ «СОШ п. Пола» 10 класс) Необыкновенный человек в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и книге Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».

И доклады студентов:

  • Софьи Ильинской (РГПУ им. А.И. Герцена 3 курс, Санкт-Петербург). Черты юродивого в образе “подпольного человека”: опыт чтения повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья».
  • Елизаветы Семенской (РГПУ им. А.И. Герцена 3 курс, Санкт-Петербург). Повесть «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского «глазами» китайского читателя: заметки русского читателя.

Хочется пожелать всем участникам Международных Старорусских Чтений «Достоевский и современность» творческой атмосферы и научных открытий.

Координатор Апрельских юношеских чтений Ирина Евлампиева

Цель: сформировать представления об особенностях чтения детей, подростков и юношества на основе знаний их возрастных и психических закономерностей в развитии.

Задачи :

1. Дать характеристику периодам развития детей.

2. Раскрыть значение чтения для развития ребенка.

3. Характеристика особенностей читательского развития у детей. подростков и юношества.

Основное содержание :

Развитие детей, их психики происходит через деятельность. Ведущий вид деятельности в том или ином возрасте определяет и периоды детства. Ребенок развивается в обществе и представляет собой хотя и маленькое, но существо социальное, растущее и развивающееся в определенном социуме. Расширение контактов ребенка с миром (родители, родственники, детский сад, школа, внешкольные учреждения) обеспечивают социальное развитие. Это явление – развитие в обществе - получило название « социальная ситуация развития » и обозначает своеобразное для каждого периода детства взаимодействие развивающейся личности и среды. Заметим, что

- 20% будущего интеллекта ребенок приобретает к концу первого года жизни,

- 50% к четырем годам,

- 80% к восьми годам,

92% закладывается до 13 лет. Уже в этом возрасте возможна высокая предсказуемость «потолка» будущих достижений человека.

Периодизация детства разработана Д. Б. Элькониным на основе трудов выдающихся отечественных психологов С. Л. Выготского и А. А. Леонтьева.

В основе выделения периодов детского развития было положено представление о том, что каждому возрасту соответствует определенный тип доминирующей деятельности ребенка. Существенные изменения в деятельности соответствуют и характеризуют смену возрастного периода. В каждом типе доминирующей деятельности ребенка возникают и формируются соответствующие психические новообразования, преемственность которых создает единство его психического развития.

Первый период развития ребенка начинается с непосредственного эмоционального общения с родителями – от рождения до года.

Второй период развития – возраст от 1 года до 3-х лет. Этот период получил название предметно-манипулятивной деятельности по ведущему виду деятельности ребенка с игрушками и окружающими предметами. В этом возрасте ребенок воспроизводит, сначала с взрослыми, различные способы действия с предметами. Осуществление предметно-манипулятивной деятельности обеспечивает развитие речи и смысловое обозначение вещей. Центральное место в этом возрасте занимает собственное детское «я».

Третий период – период собственно игровой деятельности. Этот период охватывает возраст от 3 до 6 лет. У детей этого возраста развивается наблюдательность, а игра представляет собой подражание действиям взрослых. В детской игре осваиваются социальные роли и ролевое поведение. В связи с игрой у ребенка формируются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Эти виды деятельности роднит с игрой их образный характер, высокая эмоциональность, элементы творчества. В игровой деятельности формируется воображение, ориентация на правила поведения и общий смысл человеческих отношений и действий.

Следующий возрастной период – дети от 7 до 10 лет. Основной вид деятельности ребенка – учебная деятельность. При ее осуществлении начинает развиваться теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности – рефлексия, анализ, смысловое планирование, происходит становление потребности и мотивов учения.

Пятый период детского развития соответствует возрасту от 11 до 14 лет. Ведущий тип деятельности у детей этого возрастного и психического развития - общественно-полезная деятельность. Это большой комплекс различных видов деятельности, включающий в себя учебную, трудовую, организаторскую, спортивную, художественно-творческую деятельность. В процессе осуществления этих видов деятельности развиваются умения строить взаимоотношения с другими людьми, умение оценивать собственное поведение, развивается самосознание и самооценка.

Юношеский этап психического развития определяется возрастом от 15 до 21 года. Это период выбора профессии, друзей, спутника жизни, завершения учебы и овладения специальностью. Этот сложный этап жизни молодого человека связан с главным видом деятельности по самоопределению в жизни. На протяжении всего возрастного периода юношество отвечает для себя на судьбоносные вопросы: « С кем быть? Каким быть? Чем заниматься в жизни?» Это возраст проб и ошибок, очарования и разочарований. Это период всестороннего, многопланового становления личности. Это последний этап подготовки личности к активному включению ее во все сферы трудовой и общественной жизни.

Большую роль в процессе социализации, воспитания и развития личности играет книга и чтение. Современные дети с книжкой знакомятся очень рано. Первая книжка - игрушка попадает к ним в руки уже в грудничковом возрасте в 4 – 6 месяцев. В возрасте до года ребенок манипулирует книгой, для него это новый предмет и материал, с которым можно играть. Раннее детство – самая благодатная пора для игры и общения ребенка с книгой. Эта пора общения незатейлива и естественна, очень органична как сама жизнь ребенка. Сколько радостных минут переживает мать, разглядывая с малышом картинки, радуясь успехам ребенка в узнавании предметов, животных, ухаживая за ребенком и напевающей песенки, декламируя вместе с ним стихи А. Барто про мишку, которого уронили на пол, про зайку, нашу Таню. Вы, конечно же, наблюдали, как светятся глаза родителей, как гордятся они успехам ребенка в освоении детской литературы, когда ребенок родным и знакомым рассказывает стихи С, Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, демонстрируя тем самым свою память и интерес к поэтическому слову. Правда, в настоящее время есть и другие наблюдения. Это сидящий подолгу 2-3-х летний малыш у телевизора, с наушниками, у компьютера, которые нынче все чаще замещают родителей, няню, бабушку…

Раннее детство является самой благодатной порой приобщения ребенка к книжной культуре, поэтическому слову. Ребенок в возрасте до трех лет еще слабо улавливает смысл прочитанного, но хорошо чувствует поэтику устной речи, улавливает ритм и рифму слова, правильно реагирует на рисунок, цвет и через них опосредовано постигает окружающий мир. Чем больше ребенку этого возраста будет прочитано, тем лучше будет его последующее читательское развитие.

Познание мира через книгу и чтение продолжается в средний период раннего детства от 3 до 6 лет. Общение ребенка с книжной культурой в этом возрасте, по-прежнему, осуществляется через посредничество взрослого. Расширяется тематика чтения, ребенок осваивает разные литературные жанры: рассказы, сказки, стихи, охотно фантазирует сам, сочиняя свои тексты по аналогии со знакомым жанром. Характер познания в этом возрасте свободный, наивно – игровой, неутилитарный. Это определяет и отношение ребенка к книге как особое, наивное, эмоционально-эстетическое. Именно в этом возрасте у ребенка развиваются важнейшие психические свойства, которые лежат в основе восприятия художественного слова: эмоциональная сфера, мышление, воображение.

К шести годам многие дети обучаются самостоятельному чтению, посещают с родителями детскую библиотеку. Однако есть и отстающие в развитии дети, как правило, из неблагополучной социальной среды. Столкнувшись с таким явлением, воспитатель, библиотекарь должен подойти индивидуально к сопровождению читательского развития такого ребенка, по возможности выравнивая его заметное отставание от других детей средствами усиленной индивидуальной работы.

В младшем школьном возрасте привычный игровой метод познания постепенно вытесняется учебной деятельностью и к 8-10 годам учеба становится доминирующей в видах деятельности младшего школьника. Содержание чтения младшего школьника направляется учебными программами, становится еще более разнообразным, свободное чтение отходит на второй план. Восприятие текстов и воображение в процессе чтения становится более точным, а творческое воображение (фантазия) более глубоким по своему содержанию.

В подростковом возрасте выделяются три периода: ранний подростковый период - 10 – 11 лет, собственно подростковый - 12 – 13 лет, старший подростковый - 13 - 14 лет. Вступление в подростковый возраст связано с качественными изменениями в психическом и читательском развитии, обусловленными новыми видами деятельности подростка.

У читающих младших подростков расширяется тематический круг чтения. Чтение научно - познавательной литературы об окружающем мире увеличивается в 2 раза. Познавательная деятельность становится направленной, в читательских интересах, мотивах чтения проявляется интерес не столько к факту, сколько к познанию причинно - следственных связей в описываемом автором явлении. В художественной литературе высоко ценится правдоподобность, схожесть с жизнью. В художественной литературе 10 – 11-летние читатели ценят уже не деталь, как это было в 8 – 9 лет, а героя сверстника, яркий, героический или приключенческий сюжет, идейное содержание. Утрачивается бытовавшая в раннем детстве естественная чуткость к поэтическому слову, чтение стихов, их заучивание осуществляется только с учебной необходимостью. Активно начинает читаться детская периодика. В читательском восприятии художественной литературы доминирует «наивный реализм», слияние действительности и искусства. В этом возрасте читатель художественной литературы эмоционально активен там, где текст реалистичный, правдоподобный, узнаваемый.

Чем старше становится ребенок, тем больше на нем проявляется отпечаток образа жизни семьи и его личных интересов. Меняется характер общения подростка. Если еще в 10 лет эмоциональное благополучие ребенка определялось отношением к нему взрослых, то для 12 – 13-летних положительное эмоциональное самочувствие определяется отношением к ним друзей и сверстников. Развивается и принимает новые формы познавательная деятельность подростка. Высокого уровня достигает мышление в понятиях. Важнейшая особенность возраста – развитие самосознания и самооценки. У подростков развиваются нравственные качества, появляются самостоятельные суждения и оценки, моральные взгляды. Познавательные интересы очень широкие, развиваются устойчивые интересы к отдельным учебным предметам и потребность в практической деятельности (коллекционированию, техническому творчеству, занятию спортом, другим увлечениям и любительским занятиям). В подростковом возрасте появляются различия в чтении мальчиков и девочек. Читательские интересы мальчиков сосредотачиваются на технике, спорте, героическом поведении людей, приключениях, фантастике, детективе, девочки в предпочтениях тяготеют к литературе о человеческих отношениях, любви, искусстве, моде и др.

В раннем юношеском возрасте – 15 лет в психическом развитии углубляется нравственная сфера. 15 – 16-летние остро переживают несправедливость, обиду, первое чувство влюбленности. Читательское восприятие резко субъективно. В связи с ростом самосознания при чтении происходит наполнение художественного текста переживаемыми собственными этическими проблемами. Вследствие этого может происходить субъективная акцентировка смысла читаемого произведения. Восприятие художественного текста под влиянием читательского воображения, собственных переживаний, может быть произвольным по отношению к авторскому замыслу. Поэтому освоение смыслов программных художественных произведений должно на каждой возрастной ступени читательского развития сопровождаться помощью профессионалов – учителей, библиотекарей. Только тогда в современных условиях больших информационных возможностей может состояться настоящий читатель.

Как и в подростковом возрасте у юношества наблюдается активное использование Интернет для получения различной информации, общения с друзьями, самовыражения в социальных сетях. Интернет во многих молодежных кругах в настоящее время является практически единственным источником информации. Часто традиционная книга используется только в связи с выполнением учебных заданий, по настоятельному требованию педагогов. В этой связи на библиотеки, обслуживающих детей, подростков, юношество возлагаются новые и серьезные задачи по поддержке и развитию интереса к чтению. Современная библиотека, работающая по удовлетворению информационных потребностей детей и юношества, должна располагать мощной материальной базой, обеспечивающий общение детей с информацией, иметь новую, комфортную информационно-коммуникативную среду, профессионалов – библиотекарей, психологов, педагогов, умеющих общаться с детьми, организовывать их досуг в библиотеке, прививать любовь к книге и чтению.

Кондратьева О.Н. Российская государственная библиотека для молодежи: Читающее юношество и будущее России

Читающее юношество и будущее России

(Обзор деятельности региональных юношеских и детско-юношеских библиотек России по отчётам за 2007 г.)

О.Н.Кондратьева,
главный библиотекарь Российской государственной юношеской библиотеки

Чтение – уникальный феномен культуры. Оно выполняет и важную социоохраняющую функцию, далеко выходящую за рамки удовлетворения информационных и образовательных потребностей. Ученые установили, что активное и продуктивное чтение, особенно художественной книги, – неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности.

Именно поэтому снижение интереса к чтению, которое наблюдается в последние годы во многих странах мира, вызывает тревогу не только у специалистов книжного и библиотечного дела, но и у широкой общественности. Энтузиасты книжного сообщества – библиотекари, педагоги, деятели культуры, книгоиздатели – констатируя, что в России социальная значимость проблем чтения недостаточно осмыслена, стремятся ввести эти проблемы в число приоритетов государственной политики в области культуры. Результатом этих усилий с целью поддержки чтения как важнейшего элемента культуры, инструмента повышения интеллектуального потенциала нации стала «Национальная программа поддержки и развития чтения», принятая правительством в 2007 году. (М.: МЦБС, 2007. – 56 с.)

Национальная программа подчёркивает: «Чтение – это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, – составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры… Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка.

Понимание, оценка и освоение текущих изменений в России и в мире, особенно быстрых в условиях глобализации, интеграция их в контекст уже существующего социокультурного пространства во многом зависят от степени освоенности письменной культуры, зафиксированной в печатной продукции и сконцентрированной в специальных институциональных структурах – учебных и научных учреждениях, библиотеках, архивах, издательствах, агентствах по распространению печатной продукции. А это возможно только при таком уровне читательской компетентности, который обеспечивает эффективность поиска, отбора, организации и осознанность использования членами общества необходимой и значимой для них информации (текстов)».

Главная задача Национальной программы поддержки и развития чтения формулируется так: «вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы сравнительно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего и которые по разным причинам почти перестали читать за последние 20 лет. Иными словами, необходимо создать в стране условия для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, для роста престижности чтения как культурной ценности».

Поскольку ныне чтение является единственной интеллектуальной технологией освоения накопленного человечеством знания, совершенно очевидно, что фундаментом информационной культуры общества должна быть именно культура чтения, основы которой закладываются в семье, в библиотеке, образовательных учреждениях. Уровень интеллекта нации, стабильность её развития и процветания, конкурентоспособность страны непосредственно определяют именно уровень и качество чтения молодого поколения в обществе.

Между тем увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю. Процент систематически читающей молодежи снизился с 48 в 1991году до 28 в 2005; утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня – только в 7%. Выбор профессиональной, художественной, массовой литературы свидетельствует об его упрощении, невзыскательности даже в интеллектуальной среде. Ухудшается владение родным языком: родная речь де-факто становится более примитивной; в молодежной, профессиональной и деловой среде нарастает использование англоязычных слов, заменяющих в ряде случаев даже устоявшиеся русскоязычные аналоги. По результатам международных исследований функциональной грамотности PISA, свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в то время как в странах-лидерах этот показатель не превышает 1%.

Издательская политика смещается в сторону выпуска литературы сниженной (с точки зрения сложности форм и содержания) информационной ценности. Возрастают сугубо развлекательная составляющая чтения и стремление людей (в особенности младших поколений) свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении; уменьшается востребованность «высокой», наиболее развивающей и информативной профессиональной и художественной литературы даже в крупных библиотеках. Растущее расхождение между читательским спросом и возможностями предложения библиотек среднего и малого масштаба, особенно в небольших городах и в сельской местности, влечет за собой падение интереса к ним со стороны общества. Утрачиваются ценностные ориентиры в литературной культуре: нет авторитетных лиц, инициирующих моду на чтение качественной литературы; в обществе утверждается мнение, что роль книги, библиотеки уменьшается в сравнении с Интернетом и вообще сойдет на нет при полном развитии его возможностей.

Воспитание культуры чтения, информационной культуры, обеспечивающих решение основных жизненных проблем молодёжи: обучения, освоения профессиональной деятельности, самообразования, формирования мировоззренческих, нравственных основ личности; продвижение чтения в нечитающую или слабо читающую среду проблемной молодёжи – все эти задачи призваны решать юношеские и детско-юношеские библиотеки, обладающие большим опытом работы, кадровым потенциалом, современными методиками и технологиями. Эти библиотеки являются важнейшими участниками реализации Национальной программы поддержки и развития чтения, в русле которой и строятся их популяризация книги, пропаганда чтения среди читателей.

Сотрудники юношеских библиотек, специалисты по молодёжному чтению одними из первых в стране осознали всю серьёзность положения с «кризисом чтения» юношей и девушек, подростков, имея благодаря исследованиям и наблюдениям довольно полную картину падения престижа книги и чтения среди своих категорий читателей. Еще в 2003 году в РГЮБ на совещании директоров юношеских библиотек по теме «Чтение как один из духовных ресурсов общества» в выступлениях ведущих специалистов библиотечного дела, социологов, журналистов отчётливо звучала озабоченность состоянием юношеского чтения. Предлагалось консолидировать усилия всего культурного сообщества страны для создания национальной программы поддержки и развития чтения, для постановки этой острой проблемы на правительственном уровне.

Многие региональные библиотеки, как бы предугадывая рекомендованное в Национальной программе «создание и поддержку центров развития читательской компетентности граждан на базе публичных библиотек», начали создавать на своей базе Центры чтения. Так, например, Новосибирская областная юношеская библиотека в 2005 году заявила о себе как о Центре молодёжного чтения. Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина как Центр чтения развивала деятельность по реализации совместного с Псковской региональной ассоциацией образования взрослых (ПРАОВ) проекта «Дорога к чтению». Он стимулирует инновационную направленность продвижения чтения в сферы жизнедеятельности взрослых и детей. Свердловская областная библиотека для детей и юношества позиционирует себя как Центр детского и юношеского чтения и как центр помощи в организации руководства чтением детей и юношества в областных и юношеских библиотеках. Челябинская областная юношеская библиотека с 2005 года первым направлением в своей деятельности называет осуществление роли как Центра чтения молодёжи.

В некоторых случаях под Центром чтения подразумевается подразделение внутри библиотеки, способствующее освоению технологий чтения и оказывающее психологическую помощь юным читателям и их родителям. Так, в отчете сообщает: «В библиотеке действует Центр чтения, где профессиональный психолог может оказать действенную помощь юным читателям в области приобщения их к лучшим произведениям мировой литературы. Профессиональная психологическая помощь оказывается и родителям, которых сегодня волнует, как и что читают их дети».

Юношеские и детско-юношеские библиотеки не первый год в своей работе руководствуются городскими, областными или региональными проектами и программами, направленными на объединение государственной, общественной, частной и личной инициативы в деле продвижения книги и чтения. Объявленный Указом Президента Российской Федерации Год русского языка – 2007 год – побудил библиотеки не упустить такой прекрасной возможности ещё более активно пропагандировать книгу и чтение. Так, Мурманская областная детско-юношеская библиотека разработала для библиотекарей области программу «Время читать на русском», в которую вошли 8 акций: Время читать стихи. Время читать вслух. Время читать перед сном. Время читать классику. Время читать вдумчиво. Время читать веселые книжки. Время читать молодым. Время читать всей семьей.

Государственная юношеская библиотека Республики Бурятия им. Д. Батожабая совместно с Министерством культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия разработали Модульную Программу по продвижению чтения среди молодёжи и воспитанию информационной культуры личности «ЧИТАЙмер: время читать!». Программа нацелена на достижение следующих стратегических целей:

– повышение статуса книги и чтения среди подростков и молодежи; – формирование информационной культуры личности молодого человека; – развитие программной деятельности по совершенствованию информационно-библиотечного обслуживания подростков и молодежи.

Предполагается решение тактических задач: проведение общественно значимых акций по продвижению книги и чтения; пропаганда среди подростков и молодежи лучших произведений печати; формирование у подрастающего поколения знаний, умений, навыков информационной деятельности; взаимодействие с заинтересованными структурами, работающими в области социализации молодежи.

• Акция к Татьяниному дню «ЧИTАЙмер запущен: начинается Год чтения в Юношеской!»; Выдача именного читательского билета первому записавшемуся в это день читателю «УРА! Первый читатель!»; Выставка-поздравление «С Днем Татьяны! С Годом чтения!». • Акция ко Дню Святого Валентина: Выставка-настроение «Любовь как настроение, любовь как наваждение»; Читательский рейтинг «Если б был я поэтом…». • Неделя юношеской книги «Чтение+»: Выставка-рекомендация «ЧИTАЙмер успеха!»; Тематические дни «Чтение+ …» – в программе: книжные выставки, обзоры, встречи с интересными людьми; круглый стол по проблемам чтения «Библиотека и молодёжь: с книгой в будущее». • Акция к Международному дню семьи: выставка-бенефис читателя «Семейный портрет на фоне библиотеки»; библиотечный рейтинг «Семейный ЧИTАЙмер». • Акция к Общероссийскому Дню библиотек: «Библиотека и читатель: лицом к лицу»; выставка-портрет «Что читают библиотекари, что читают читатели»; читательский рейтинг «Проголосуй за своего библиотекаря!». • Акция ко Дню матери «чтеНиЕЖНОСТЬ»: Выставка-признание «Милой маме»; читательский рейтинг «Любимая мамина книга». • Предновогодняя акция: читательский рейтинг «Мой личный Букер».

В эту программу входят и постоянная экспозиция, посвященная Году чтения «Человек читающий», мероприятия по пропаганде художественной литературы «ЧИTАЙмер: знак качества!» и мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения академика Д.С.Лихачева (Выставка-память «Служение России: Дмитрий Лихачев», проблемная беседа «Самая большая ценность народа – его язык…» Д. Лихачев», выставка «Лишь слову жизнь дана» ко Дню славянской письменности, литературно-нравственные чтения «Разумное, доброе, вечное» (по творчеству Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Распутина, Н. Евдокимова).

Сюда же включена и специальная программа обслуживания летних оздоровительных площадок «Летнее чтение для сердца и разума», которая предполагает проведение вечеров, игровых программ, познавательных бесед, викторин и уроков по различным направлениям: пропаганде чтения, экологическому, патриотическому, эстетическому воспитанию и краеведению. Начало реализации Программы было положено в День защиты детей.

Липецкая областная юношеская библиотека в течение 2007 года работала по региональной целевой комплексной программе чтения «Мы сохраним тебя, родная речь». Идеи возрождения традиций русского языка привели сотрудников библиотеки к организации одноименного регионального Фестиваля книги. Это мероприятие было одним из самых массовых и значительных в работе библиотеки в 2007 году.

Стартовал фестиваль книги «Мы сохраним тебя, родная речь!» на Бунинской земле в Становлянском районе. Специалисты инновационно-методического отдела юношеской библиотеки разработали программу его проведения в рамках целевой комплексной программы, рассчитанной на год. Открытие фестиваля, девиз которого – «Россия молодая читает!», состоялось 16 мая в районном центре, селе Становое, родине И.Бунина. Именно тут установлен памятник создателям славянской письменности, братьям-просветителям Кириллу и Мефодию(таких памятников в России только три). Становлянцы первыми в области развернули последовательную борьбу за чистоту русского языка, за культуру общения и общежития. В открытии фестиваля принимал участие видный деятель культуры М.М.Стахович.

В рамках Фестиваля состоялись многочисленные встречи с деятелями культуры и мастерами искусства, а также встречи со знаменитыми российскими и липецкими писателями и поэтами, исполнителями авторской песни, презентации новых книг и наиболее талантливых авторов, спектакли Театра книги Липецкой областной юношеской библиотеки, бенефисы и чествования лучших читателей, игры, конкурсы и олимпиады по русскому языку. Была разработана и направлена по сельским библиотекам Становлянского района передвижная книжная выставка «Раскрывая книгу – открываешь мир!»: тщательно отобранных 300 экземпляров новых книг сопровождались методическими рекомендациями с интересными формами работы.

Затем Фестиваль переместился в средние школы и сельские библиотеки, Дворцы культуры и летние сценические площадки этого района. Школьным, сельским, районным и городским библиотекам были переданы в подарок комплекты книг лучших русских и современных авторов. Эстафету Фестиваля приняли по очереди Задонский, Чаплыгинский и Хлевенский районы.

В ходе реализации проекта разрабатывались механизмы регионального корпоративного взаимодействия по вопросам продвижения социально значимых идей повышения престижа культуры, чтения, русского языка. Это обмен опытом, выдвижение перспективных идей для проектной деятельности, разработка регионального проекта поддержки чтения молодежи Липецкой области, среди которых – создание и взаимоиспользование электронных информационных ресурсов (корпоративные базы данных, отсылки к web-сайтам), электронная доставка документов отдаленным пользователям, выпуск совместно подготовленной издательской продукции, проведение региональных акций в поддержку русского языка, книги, чтения. Все мероприятия в рамках Фестиваля активно отражались в средствах массовой информации. .

Данная целевая комплекснаяв программа чтения представляется особенно интересной, так как она охватила целую область и вышла за её пределы. Ценным итогом проведения фестиваля стала забота о школьных, сельских, районных и городских библиотеках области, которые получили в дар комплекты книг современных авторов.

Главным событием 2007 года для библиотечного сообщества Челябинского региона стал Год чтения, объявленный Губернатором Челябинской области. Он торжественно открылся 26 февраля в областном театре кукол. В фойе работали творческие площадки разных библиотек. На площадке Челябинской областной юношеской библиотеки демонстрировалась электронная презентация выставки молодежных литературных объединений «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья…», читали стихи челябинские поэты: Н.И. Година, Н.А. Ягодинцева, Н.Б. Рубинская; была устроена литературная викторина. В фойе театра в роли «живой» рекламы Года чтения в ЧОЮБ выступали молодые сотрудники библиотеки.

В рамках региональной программы Года чтения в библиотеках области проходили «молодежные конкурсы: «Читать престижно!» (на лучшего молодого читателя) и «Знай наших» (на знание творчества уральских писателей).В Челябинском театре кукол состоялось праздничное открытие областной Недели молодежной книги «Соблазны книжной весны». Здесь собрались старшеклассники, студенты, учащиеся профессиональных училищ (230 человек) из 22 городов и районов Челябинской области. Творческий мастер-класс провела поэтесса Н.В. Пикулева. Он предварил объявление ещё одного конкурса – литературного – «Пора любви и грусти нежной…». Сделано это было необычно: в зал запустили бумажные самолётики с условиями конкурса. В читальном зале областной юношеской библиотеки на поэтическом празднике в награждении победителей этого конкурса приняли участие 283 человека из 33 городов и районов Челябинской области.

На областном радио библиотекой была подготовлена передача «Брось все и читай». Тема – «Деловое чтение юношества».

В сентябре 2007 года на пешеходной улице города Кировка состоялся Фестиваль книги и чтения «Челябинск читающий». Площадка областной юношеской библиотеки называлась «Литературное зазеркалье» и сразу привлекала внимание стендом «Лица «читающей национальности», на котором размещались фотографии самых активных читателей библиотеки и информация об их любимых книгах. Площадка была ярко оформлена макетами обложек книг под рубрикой «Литературные имена нового века» (А. Иванов «Золото бунта», Е. Гришковец «Планка», Д. Быков «ЖД» и др.), а также рисунками-иллюстрациями к художественным произведениям, выполненными учащимися детской художественной школы искусств.

Здесь же можно было записаться в библиотеку: каждому новичку вручался подарок и праздничный читательский билет. Когда читатель приходил в библиотеку, он получал постоянный билет.

Интересной была и конкурсно-развлекательная программа площадки. В ней успешно выступили коллеги из библиотек городов Коркино и Кыштыма. Поддержку и помощь ЧОЮБ оказали ее партнеры: ЧелГУ, МОУ СОШ № 59, детская художественная школа искусств, семейный развлекательный центр «Горки», компания «Канцбюро» и Челябинское областное отделение Российского детского фонда.

Суперактивно работала еще одна площадка ЧОЮБ во время фестиваля на Кировке – квилт «Книжная полка челябинца». В октябре в ЧОЮБ состоялись открытые уроки чтения. В этот день в библиотеке прошло девять разных мероприятий, которые посетили 277 учащихся школ, профессиональных лицеев, колледжей.

Выставочная работа библиотеки в Год чтения отличалась разнообразием. «Классика стала бестселлером?», «Teenbook. Ru: Любопытно, потому что это читают молодые», «Книжные соблазны осени», «Эрудитами не рождаются, ими становятся… у нас», «Читать модно, немодно не читать», «Самые престижные! Самые интеллектуальные! Самые экстравагантные», «Всё проходит, а книги остаются», «Эта книга – книга твоей мечты? Прочитай и узнаешь!» пользовались неизменным читательским успехом. Рекорд популярности побила авторская выставка директора библиотеки З.П. Сергеевой. Она называлась «Выборы – 2007. Результаты читательского голосования». В названии разделов зашифрованы аббревиатуры известных политических партий России. Таким образом, экспозиция позволила представить самую разнообразную литературу, а оригинальность её подачи сразу привлекла внимание посетителей.

В течение всего года продолжался конкурс среди муниципальных библиотек области на лучший проект по продвижению книги и чтения среди населения «Читать – значит творить». Успешным оказался ещё один профессиональный конкурс: читательских пристрастий библиотекарей «Книга – это маленькая жизнь».

Масштабным мероприятием Года чтения стала Уральская библиотечная ассамблея «Национальная программа продвижения чтения: Уральский вариант» (ноябрь 2007 г.), в подготовке и проведении которой принимала участие и областная юношеская библиотека.

Завершающим мероприятием Года чтения в ЧОЮБ явился областной семинар-практикум «Информационные технологии в поддержку образования и чтения» для специалистов, обслуживающих юношество в муниципальных библиотеках региона.

Стоит отметить, что в Год чтения родилась новая для региона форма – акция «Библиомаршрутка «Книжные новинки – челябинской глубинке». Автор идеи – заведующая организационно-методическим отделом ЧОЮБ Т.Р. Елисеева. Суть акции: команда ведущих специалистов областных библиотек (своеобразный книжный десант) выезжает в малые города и районы, для их жителей проводит разные мероприятия; муниципальная библиотека, принимающая гостей, получает в подарок комплект книг. Первая территория «десантирования» – Коркинский муниципальный район (октябрь 2007 г.). Акция прошла успешно: довольны остались и жители, и организаторы.

Год чтения в Челябинской области, насыщенный множеством ярких событий, способствовал творческому развитию библиотекарей и читателей, росту популярности библиотеки среди молодых жителей города и области. У ЧОЮБ появились новые друзья и партнеры.

Краснодарская краевая юношеская библиотека явилась инициатором нового актуального и оригинального проекта «Диалог национальных литератур»: «Кавказ литературный: услышать мудрых пламенное слово». Виртуальный диалог ведётся на сайт библиотеки. В нем приняли участие писатели, литературные критики, ученые, филологи, юные читатели библиотек республик Адыгея, Калмыкия, Дагестан, Краснодарского края.

Библиотека ведёт широкую работу по привлечению к чтению самых разных социальных групп молодёжи – учащихся, студентов, работающей и неработающей молодёжи. Особое внимание уделяется нечитающей и мало читающей молодёжи, так называемой группы риска. В течение пяти лет в библиотеке реализуется оригинальный проект: «Библиоакадемия: Кузница книгочеев». Здесь проводятся занятия для воспитанников Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Темы занятий, например, такие: «Пушкин – поэт мира», «Герой нашего времени: век XIX – XXI», «У литературной карты Кубани».

Специальные программы по летнему чтению способствуют высокому уровню библиотечного обслуживания молодёжи в летних лагерях: в культурно-оздоровительном центре «Премьера» и лагере труда и отдыха «Иванушка». За летний период к чтению было привлечено более двух тысяч молодых читателей. Для них сотрудники библиотеки провели около 30 массовых мероприятий, организовали 35 книжных выставок, около 60 просмотров и обсуждений видеофильмов, поставленных по произведениям художественной литературы.

Комплексная программа Год чтения Детско-юношеской библиотеки Республики Карелия , на основе которой строилась вся работа, являлась составной частью Программы «Год чтения в Карелии».

Эта программа содержала: организацию летних чтений; неделю детской и юношеской книги; акции «Всем классом – в библиотеку»; литературный Фестиваль «Время читать!»; республиканский конкурс «Лидер чтения»; VI Международный конкурс творческих работ детей и юношества «Волшебное Рождество в Северных странах»; Межрегиональный конкурс творческих работ детей с ограниченными возможностями «Мы»; участие читателей библиотеки в IV республиканском конкурсе юных поэтов «Северная лира», фотоконкурс «Читающий Баренц».

Детско-юношеская библиотека республики Карелия, помимо уже перечисленных мероприятий, проводила конкурсы: 25 вопросов о Швеции, Книжный хит семьи, Название для книжного острова,Книжная Вселенная Астрид Линдгрен, Книги строят мосты,Время читать – время фотографировать! Интеллектуальное многоборье

Необычна Программа летних чтений. Она называлась «По странам севера за 90 дней» и посвящалась истории, культуре, литературе соседей – стран региона Баренцева моря. Были представлены в конкурсное жюри этой программы прекрасные литературные и прикладные работы, отдельно проводился фотоконкурс «Читающий Баренц». Торжественно выглядела церемония награждения победителей программы. Все они были поощрены пригласительными билетами на литературный Фестиваль «Время читать!».

На республиканский конкурс творческих работ «Я, ты, он, она с книгой – дружная семья!» («Книжный хит семьи») принимались семейные творческие работы, выполненные в любом литературном жанре (рассказ, сочинение, рецензия и т.д.). Работы были представлены в виде рукописной книги, журнала и содержали информацию о том, какую роль сыграла книга в читательской биографии членов семьи; историю её появления в домашней библиотеке; серьёзные и шуточные события, связанные с книгой. Конкурсные материалы рассматривались по трем возрастным группам: семьи с детьми до 7 лет; семьи с детьми 8-12 лет; семьи с детьми старше 13 лет. В Общероссийский день библиотек были подведены итоги и открыта выставка семейных творческих работ, представленных на конкурс.

С 2001 года ежегодно библиотекой совместно с обществом дружбы со Швецией «Норден» проводится Международная выставка-конкурс творческих работ детей и юношества «Волшебное Рождество в северных странах». Конкурсные работы рассматриваются по трём возрастным группам: дошкольники, учащиеся 7-12 лет и учащиеся 13-17 лет. Победители конкурса определяются по трем номинациям: Рождественская открытка, Рождественская ёлочная игрушка, Рождественская рукописная книга.

В рамках Года чтения в Республике Карелия в Петрозаводске проходил Литературный фестиваль «Время читать!», организаторами которого стали: Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, Администрация г. Петрозаводска, Библиотечная Ассоциация Республики Карелия, Детско-юношеская библиотека Республики Карелия, Национальная библиотека Республики Карелия и Научная библиотека Петрозаводского государственного университета.

17 октября в Национальном театре Республики Карелия состоялось торжественное открытие Литературного фестиваля «Время читать!». Перед началом представления детской группой фольклорного ансамбля «Карьяла» гостям была предложена развлекательная программа, в фойе театра детям выдавались медальки с символикой Года чтения в Карелии. Состоялось награждение детей, победителей различных литературных конкурсов, проходивших в республике в рамках Года чтения. Памятные призы и дипломы победителям вручали директор Детско-юношеской библиотеки Республики Карелии В.А.Сакина и Президент Библиотечной ассоциации Республики Карелия, директор Национальной библиотеки Республики Карелия И.А. Добрынина.

В тот же день в стенах Национальной библиотеки Республики Карелия состоялась дискуссия «Книжный Бум», организованная Детско-юношеской библиотекой Республики Карелия. Вели дискуссию известный детский литературный критик Ксения Молдавская (Москва) и заместитель министра культуры и по связям с общественностью Республики Карелия Алексей Макаров. На встрече присутствовали писатели: Сергей Георгиев (Москва), Сергей Махотин (Санкт-Петербург), Надежда Васильева (Петрозаводск), а также директор издательства «Самокат» Ирина Балахонова (Москва), директор книжного магазина «Мистериум» Александр Макаров и библиотекари из Национальной, Детско-юношеской библиотек Республики Карелия, централизованных библиотечных систем г. Петрозаводска и республики.

Основной темой дискуссии был вопрос о том, какой должна быть сегодня книга с точки зрения писателя, издателя, читателя, родителя, педагога. Все участники интересной и содержательной дискуссии отметили, что главным критерием хорошей книги является её качество, книги должны быть написаны грамотным литературным языком, способствовать развитию нравственных ценностей, удовлетворять потребности в чтении разных возрастных категорий читателей.

Осенью в Год чтения жители Петрозаводска были удивлены необычным зрелищем: активисты студенческой организации профсоюза Петрозаводского госуниверситета и учащиеся Пушкинского лицея № 10 стали участниками шествия и митинга в поддержку чтения «Время читать!». На студенческом бульваре собралось более 100 человек – молодежь города, библиотекари, писатели, гости фестиваля. Здесь читали свои стихи карельские писатели М. Тарасов, А. Веденеев, С. Захарченко и молодые начинающие писатели.

В рамках Литературного фестиваля библиотекари республики и читатели встречались с представителями московского издательства «Самокат». Во время фестиваля сотрудники издательства провели встречу со студентами кафедры скандинавской литературы ПетрГУ, на которой студенты познакомились с репертуаром книг, выпускаемых издательством. Директор издательства Ирина Балахонова и редактор Марина Кадетова познакомили их с историей создания издательства, представили печатную продукцию, изданную «Самокатом» и даже раскрыли небольшие секреты производства детских книг.

Литературный критик Ксения Александровна Молдавская познакомила специалистов муниципальных библиотек республики, обслуживающих детей и подростков, с каталогом «100 лучших книжек для детей», представила презентацию лучших детских книг, вышедших в первом полугодии 2007 года.

В Детско-юношеской библиотеке РК работает Литературный клуб для школьников. Членами клуба может стать каждый, кому еще не исполнилось 18 лет, кто не только любит художественную литературу, но и сам пишет стихи, прозу. Руководит клубом педагог и писатель Вадим Слуцкий. Участники клуба создают литературный журнал «Эльф», где публикуются произведения членов Клуба. В Год чтения состоялся первый выпуск журнала, в нем – стихи, проза шести авторов, проиллюстрировали журнал учащиеся Республиканской школы искусств № 1.

Большим достоинством работы библиотеки по этой программе является охват молодёжи всевозможными акциями по продвижению книги и чтения. Следует отметить также стремление Детско-юношеской библиотеки к широкому партнерству в своей деятельности. Дружеские творческие связи с обществом дружбы со Швецией «Норден», со странами-соседями из региона Баренцева моря придают свою специфику работе библиотеки, привлекают молодого читателя новыми возможностями.

Красочно, в игровой форме, забавно выполнен очень информативный сайт Детско-юношеской библиотеки Республики Карелия, привлекательный для детей и подростков, он предлагает специальную информацию для родителей, неравнодушных к чтению своих детей.

Кемеровская областная юношеская библиотека разработала Комплексную библиотечную программу «Возрождение традиций чтения». Она принята с целью повышения престижа чтения среди молодежи и возрождения традиций семейного чтения. Главные задачи программы: изменение политики комплектования художественной литературой: активное пополнение фонда современной художественной литературы; создание Экспериментального центра развития молодежного чтения с целью разработки новых форм и методик продвижения чтения и внедрения их в работу библиотеки; проведение крупных акций, направленных на поддержку чтения и пропаганду книги (Конкурс «Самая читающая семья»); продвижение идей чтения посредством издательской, рекламной деятельности; лучший опыт библиотек Кузбасса по популяризации чтения среди молодежи.

Была подготовлена новая «библиоколлекция» «Радужные перспективы, или Больше цвета», в моделях которой попытались соединить литературу и цвет. Получила дальнейшее развитие форма книжного дефиле, модели которого были созданы под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы. Модели дефиле повторяли все цвета радуги от красного до фиолетового и отражали творчество конкретного писателя либо конкретное литературное произведение. Зрителям были предложены разнообразные литературные цветовые ассоциации. Например, в красном цвете отражены отвага и величие героев «Илиады» и «Одиссеи» великого Гомера, размашистость строк поэм Владимира Маяковского. В оранжевом – энтузиазм великого комбинатора Остапа Бендера, в зеленом – экологичность литературных пейзажей Бунина, Пришвина, Паустовского. В названиях моделей отразилась характеристика каждого цвета – «Голубая мечта», «Желтое удовольствие», «Зеленое равновесие» и т.д.

Мероприятие получилось очень зрелищным, музыкальным. Оно позволило привлечь внимание юношества к художественной литературе. Многим из зрителей захотелось прочитать книги, названия которых прозвучали на показе и сравнить свое восприятие «цвета» того или иного произведения.

В День повышенного книжного аппетита состоялась премьера новых форм – «Книжного кафе»: дегустация литературных новинок, «Книжное бистро»: блиц – конкурс. Устроители определили книжный аппетит как ощущение, связанное с потребностью в книге, в чтении. В «Книжном кафе» рассказ о новых книгах был стилизован под настоящее меню. Например, рубрика «Морское ассорти» содержала два изысканных блюда японской литературной экзотики: «морской коктейль» из творчества Юкио Мисима и «суши-бар» произведений Харуки Мураками. Серия блюд «Жаркое под острым соусом» включала в себя легко усваемое блюдо – произведение Дарьи Донцовой «Фигура легкого эпатажа», покрытую хрустящей корочкой приключений, сенсаций и неожиданных разгадок книгу Томаса Свона «Охота на Сезанна». И тонкое, изящное блюдо, приправленное горьковатым соусом убийств, обмана и шантажа – роман Александры Марининой «Пружина для мышеловки». Закончился необычный обзор пожеланием всем присутствующим приятного книжного аппетита!

Продемонстрировать свои знания художественной литературы читатели могли в блиц – конкурсе «Книжное бистро», содержащим вопросы от знакомой со школы демьяновой ухи И.Крылова до блюд мексиканской кухни из замечательного романа Лауры Эскивель «Шоколад на крутом кипятке». Победитель получил небольшой поощрительный приз.

В новом ракурсе предстали перед читателями уже хорошо известные произведения мировой литературы в литературной слайд – галерее «Книжные красавицы». Какие они книжные красавицы, знаменитые героини знаменитых произведений? Елена, спровоцировавшая своей неотразимой красотой Троянскую войну, неукротимая Кармен Проспера Мериме или красивейшая женщина русского романа Анна Каренина.

В рамках комплексной программы по чтению в библиотеке велась активная выставочная работа. На абонементе оформлялись мини – выставки из цикла «Литературный календарь», которые информировали читателей о юбилеях 2007 года. «Щедрая палитра романиста»: выставка, посвященная 105-летию Джона Стейнбека, «Вечные ценности жизни»: 70-летию со дня рождения В.Г. Распутина, «Даруй мне тишь твоих библиотек…»: 70-летию со дня рождения Б.Ахмадулиной, «Сердце, полное света»: 115-летию К.Г.Паустовского, «Дар чувствовать и понимать»: 70-летию А.В.Вампилова, «Проблемы человеческого сердца»: 110-летию со дня рождения У.Фолкнера, «Звезда судьбы и надежды»: 70-летию со дня рождения В.Токаревой.

Выставки из цикла «Территория чтения», посвященного художественной литературе, экспонировались в читальном зале. В январе была оформлена выставка – прием «Большой книжный свет», посвященная книгам – юбилярам 2007 года. Это и «Есть такая профессия…»: выставка – посвящение людям разных профессий. Подготовлена к Году семьи выставка по художественной литературе «Мир семьи в литературном свете», разделы которой включали в себя темы: литература о детстве, семейные саги, проблемы одиноких людей, произведения, посвященные матери, проблема отцов и детей в литературе. В рамках Недели действовала выставка – рекомендация «Уйди от режима погасшего солнца». К летним каникулам была подготовлена выставка- путешествие «По веселым страницам книг».

В рамках программы «Возрождение традиций чтения» отдел музыкальной литературы в помощь учебному процессу, организации досуга молодежи работал по программе музыкально-эстетического воспитания молодежи «Чтение с восхищением». Ее цель – развитие интереса к чтению у старшеклассников на основе синтеза трех видов искусств – музыки, литературы и кино, основная идея – воспитание и развитие интереса к чтению у современных старшеклассников, подростков и молодежи с помощью всех средств пропаганды, включая новые носители информации. Использовались различные формы проведения занятий – литературно-музыкальные композиции, мультимедийные вечера, видеоуроки, музыкально-эстетические часы и др.

В течение года проведены мероприятия: «Экранизация литературной классики»,"Популярные литературные герои в книгах и на экране», «Нет повести печальнее на свете…»: литературные и музыкальные образы трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта», «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и опера Чайковского», «Музыка на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Чтобы помочь молодому читателю сориентироваться в общем потоке литературы, стимулировать читательскую активность, сотрудниками библиотеки подготовлена серия буклетов «Вкусное» чтение для библиогурманов: Аромат книг». Буклеты разложены на абонементе, возможно,ознакомившись с ними, читатели захотят взять рекомендованные книги на дом. Буклеты выставлены и на сайте библиотеки в разделе «Книжные прибамбасы».В 2007 году подготовлены следующие буклеты: «Современная поэзия», «Горячие» новинки», издано рекомендательное пособие «Память о завтрашнем дне: Фантастика», адресованное читателям, интересующимся современной отечественной и зарубежной фантастической прозой. Было издано также рекомендательное пособие для молодежи «В этом мире много миров, или Размышления о женской литературе…»

Вологодская областная юношеская библиотека им. В.Ф. Тендрякова в своей деятельности руководствовалась программами Год чтения и Год русского языка. Целью программы «Интерактивные формы продвижения книги и чтения» Вожегодской ЦБ Вологодской области являлись воспитание литературного вкуса на лучших образцах классической и современной русской литературы, воспитание патриотизма, выявление творческих способностей молодых читателей района. Библиотекари ставили перед собой задачи активного продвижения книги и чтения, более полного и яркого раскрытия перед читателем своеобразия русского языка. В ходе конкурса эрудитов «Культура устной речи», устного журнала «Великое русское слово», тематического вечера «Добрая-то речь, что в избе есть печь», беседы «Чистое слово», деловой игры «Говорите грамотно» выяснялось, в какой степени молодёжь владеет родным языком, в каком направлении следует приложить усилия педагогам, библиотекарям и самим читателям, чтобы родной язык юных читателей стал богаче, выразительнее и культурнее.

Из данного, далеко не исчерпывающего обзора видно, что 2007 году юношеские и детско-юношеские библиотеки работали целенаправленно, в большинстве своем по целевым комплексным программам Год чтения и Год русского языка. Правильно поступили те коллективы библиотек, которые органично соединили воедино эти крупные программы.

Отрадна масштабность реализации таких программ: деятельность библиотек охватывала самые широкие круги читающей, мало читающей и даже вовсе не читающей молодежи различных социальных слоев и категорий, от студенчества до юных правонарушителей, от творческой молодежи до подростков-инвалидов.

Весомость этой работе библиотек придавала поддержка администраций регионов, областей, городов и сел, творческое партнерство с библиотеками, творческими центрами, фондами, музеями, школами искусств, отделениями Союзов писателей, со многими общественными организациями. Немалое значение имеет способность руководства библиотек находить надежных партнеров-спонсоров проектов и программ, поскольку хорошо известно, как у нас до сих пор, увы, финансируется культура и библиотеки.

Заметно стремление библиотек при реализации программ Год чтения и Год русского языка расширить поле своей деятельности и выйти далеко за рамки области, региона и даже страны. Таких примеров немало. Один из них – это проект Краснодарской краевой юношеской библиотеки «Диалог национальных литератур»: «Кавказ литературный: услышать мудрых пламенное слово», в работу над которым включены юношеские библиотеки Кавказских регионов и республик. Детско-юношеская библиотека республики Карелия широко сотрудничает с соседними странами. Свидетельство тому- программа летних чтений «По странам севера за 90 дней», а также проводимая ежегодно библиотекой, совместно с обществом дружбы со Швецией «Норден», Международная выставка – конкурс творческих работ детей и юношества «Волшебное Рождество в северных странах». Липецкая областная юношеская библиотека эстафету Фестиваля книги «Мы сохраним тебя, родная речь!» передала сначала в Задонский район, Чаплыгинский и Хлевенский районы области, а потом и библиотекам Воронежской области.

Большинство библиотек в рамках программ серьезное внимание уделяют продвижению классической литературы в среду юных читателей, что сегодня особенно актуально на фоне более чем скромного количества часов, отданных изучению классики в учебных программах школ, колледжей, лицеев. Например, Мурманская областная детско-юношеская библиотека, разработав для библиотекарей области программу «Время читать», одну из восьми акций специально посвятила классике. Программа «Интерактивные формы продвижения книги и чтения» Вожегодской ЦБ Вологодской области ставила целью воспитание литературного вкуса на лучших образцах классической русской литературы. Кемеровская областная юношеская библиотека предложила своим читателям интересную и необычную программу «Чтение с восхищением», в основе которой – литературная классика. В рамках ее были выделены четыре блока: 1. «Алые паруса» (учащиеся 8 классов); 2. «Ромео и Джульетта» (учащиеся 9 классов); 3. «Отцы и дети» (учащиеся 10 классов); 4. «Мастер и Маргарита» (учащиеся 11 классов). В Челябинской областной юношеской библиотеке постоянно работала среди прочих книжно-иллюстративная выставка «Классика стала бестселлером?»

Нельзя не отметить разнообразие и творческое использование форм и методов библиотечной работы, и традиционных, и самых оригинальных и новых, родившихся в процессе реализации комплексных программ Год чтения и Год русского языка. Библиотеки стали применять такие массовые формы работы, как митинги и шествия, вынося пропаганду книги и библиотеки прямо на улицы и площади городов и сел, используя и плакаты, и транспаранты, и речевки, и листовки – словом, все, что всегда считалось принадлежностью политических массовок, митингов и шествий. Так, молодежь Петрозаводска с удовольствием участвовала в шествии и митинге в поддержку чтения «Время читать!». В ходе шествия студенты привлекали внимание прохожих кричалками и речевками, пропагандирующими книгу и чтение (типа: «На тусовку не схожу – вечер с книгой просижу!», «Ни к чему мне ИНТЕРНЕТ, лучше книги друга нет!»), и дарили флажки и медальки с логотипом литературного фестиваля.

Примером использования новых технологий является уже упоминавшийся проект Краснодарской краевой юношеской библиотеки «Диалог национальных литератур»: «Кавказ литературный: услышать мудрых пламенное слово», который осуществляется в виртуальном виде, на сайте библиотеки.

Библиотеки отдают предпочтение в выборе форм работы с книгой формам активным, игровым, интеллектуальным, таким, как литературные фестивали, разнообразные акции, творческие конкурсы, агитбригады, викторины, деловые игры.

Результатом проведения мероприятий в рамках программ стало рождение новых творческих идей по продвижению книги среди молодёжи, вовлечение всё большего числа юношей и девушек в процесс чтения, и не только делового, активизация работы региональных библиотек. Так, в Челябинской областной юношеской библиотеке были созданы новые нетрадиционные формы продвижения чтения: библиомаршрутка «Книжные новинки – челябинской глубинке»; квилт «Книжная полка челябинца», фотоколлаж «Лица «читающей национальности» с фотографиями лучших молодых читателей и их любимых книг; акции «Одна книга – один город»; книжная экспозиция-рейтинг «Выборы – 2007. Результаты читательского голосования»; конкурс читательских пристрастий библиотекарей «Книга – это маленькая жизнь»; мультимедийный микст «Мне этот бой не забыть нипочем» о творчестве В.С. Высоцкого; электронные презентации фестиваля книги и чтения «Челябинск читающий», областной Недели молодежной книги «Соблазны книжной весны», «Читающий троллейбус» и др.

Много выдумки, фантазии и вкуса внесли в свою работу библиотекари Кемеровской областной юношеской библиотеки. Здесь и форма книжного дефиле, модели которого были созданы под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы, с новой «библиоколлекцией» «Радужные перспективы, или Больше цвета», в моделях которой они попытались соединить литературу и цвет; здесь и День повышенного книжного аппетита, когда состоялась премьера новых форм – «Книжного кафе»: дегустация литературных новинок, «Книжное бистро»: блиц – конкурс; здесь и литературная слайд – галерея «Книжные красавицы».

На сайте библиотеки в рубрике «Книжные прибамбасы» в течение года помещалась информация о новых поступлениях на абонемент художественной литературы с аннотациями. Юные читатели могли ознакомиться с новой литературой в «Новинкин день», когда на абонементе выставлялись все полученные книги.

Особенно хочется подчеркнуть стремление сотрудников юношеских и детско-юношеских библиотек заразить молодого читателя своим творческим отношением к чтению, книге, литературе, вызвать у него желание попробовать и свои силы в литературном творчестве, которое поддерживается и приветствуется в библиотеках. Библиотеки издают альманахи творчества своих читателей, такие, например, как старейший из них – «Первоцвет» (Иркутская областная юношеская библиотека) или литературный журнал «Эльф"(детско-юношеская библиотека республики Карелия).

Немало внимания уделяли юношеские библиотеки в рамках программ и возрождению традиций семейного чтения. Так, Мурманская областная детско-юношеская библиотека в разработанной для библиотекарей области программе «Время читать на русском», предусмотрела и акцию «Время читать всей семьей». Государственная юношеская библиотека Республики Бурятия им. Д. Батожабая в рамках Модульной Программы по продвижению чтения среди молодёжи и воспитанию информационной культуры личности «ЧИТАЙм: время читать!» подготовила и провела акцию к Международному дню семьи: это были Выставка-бенефис читателя «Семейный портрет на фоне библиотеки»; библиотечный рейтинг «Семейный ЧИTАЙмер». Детско-юношеская библиотека республики Карелия организовала республиканский конкурс творческих работ «Я, ты, он, она с книгой – дружная семья!» («Книжный хит семьи»).

Кемеровская областная юношеская библиотека провела конкурс среди своих читателей «Самая читающая семья», подготовила к Году семьи выставку по художественной литературе «Мир семьи в литературном свете», разделы которой включали в себя темы: литература о детстве, семейные саги, проблемы одиноких людей, произведения, посвященные матери, проблема отцов и детей в литературе. Эта библиотека вообще является лидером в активной творческой деятельности по продвижению книги и чтения среди молодых читателей, заметно выделяясь из числа всех региональных библиотек.

Характерно, что вместе с крупными массовыми мероприятиями, которые широко проводились библиотеками, большое внимание уделялось ими и индивидуальным формам работы с молодыми читателями. Это прежде всего конкурсы, викторины, а также индивидуальные беседы, рекомендации и консультации.

Юношеские и детско-юношеские библиотеки волновали и вопросы о том, какие книги сегодня нужны нашему юному читателю. Этим проблемам были посвящены: «круглый стол» по проблемам чтения «Библиотека и молодёжь: с книгой в будущее», выставка-портрет «Что читают библиотекари, что читают читатели» (Государственная юношеская библиотека Республики Бурятия им. Д. Батожабая). . Детско-юношеской библиотекой Республики Карелия была организована дискуссия «Книжный Бум». Основной животрепещущей темой ее был вопрос о том, какой должна быть сегодня книга с точки зрения писателя, издателя, читателя, родителя, педагога, библиотекаря.

Год успешной в целом реализации национальных программ привел к тому, что библиотеки стали тщательнее комплектовать свои фонды, отбирая действительно значимое, продумывать весь комплекс планируемых мероприятий. Заметно пополнились ряды читателей. Хотелось бы только пожелать коллективам всех этих библиотек обстоятельнее анализировать все проделанное, подробнее отражать это в отчетах, приводя конкретные цифры и перспективные обобщения. Такой анализ подчас отсутствует в ряде отчетов библиотек, обслуживающих молодежь, преобладает описание конкретных акций, что снижает впечатление об эффективности деятельности библиотек как методических центров.

Проблемы молодежного чтения в России выходят на первый план как проблемы государственного значения. Культурная общественность страны уже осознала, что от их решения в большой степени зависит будущее России, ее положение в мире в век информации. Успешная реализация Национальной программы по чтению предполагает дружные совместные усилия всех, кто профессионально причастен к воспитанию подрастающего поколения.

Юношеские и детско-юношеские библиотеки, что явственно следует из представленного выше материала, накопили богатый опыт работы в приобщении юных читателей к чтению и книге, в творческом использовании целого арсенала средств и методов. Процесс поддержки и развития чтения молодежи, направляемый умелой рукой профессионалов, уже дает свои значительные результаты. Российские юноши и девушки будут читать!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социально–философские и социологические исследования идеального мужчины. Интерпретация и операционализация основных понятий. Метод сбора информации, техника и инструментарий. Логический анализ основных понятий. Анкетный опрос молодежи г. Дубна.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2015

    Определение степени заинтересованности современной молодежи в чтении, выявление наиболее предпочтительных жанров литературы и оценка молодыми людьми качества современной литературы. Методика и этапы проведения данного исследования методом фокус-группы.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2012

    Молодежь как особая социальная группа, социальные проблемы современной молодежи. Алкоголизм как социальная угроза, его основные причины и последствия. Опыт борьбы с алкоголизмом среди молодежи. Исследования отношения молодежи к употреблению алкоголя.

    реферат , добавлен 08.10.2011

    Ознакомление с понятиями творчества и творческой деятельности. Социально-психологический портрет современной молодежи. Проведение социологического исследования на тему "Особенности организации молодежного досуга и творческой деятельности в КДЦ "Рассвет".

    курсовая работа , добавлен 05.05.2013

    Понятие исследования в социальной работе. Программа, объект и предмет, выборка, цель и задачи социологического исследования. Гипотезы исследования, интерпретация основных понятий. Положения социологической теории и конкретных социологические явления.

    реферат , добавлен 16.03.2010

    Интерпретация и операционализация понятий, связанных с изучением игровой зависимости в молодежной среде. Игровые предпочтения молодежи г. Саратова и их социально-психологические последствия. Факторы, влияющие на уровень игровой зависимости молодежи.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2015

    дипломная работа , добавлен 13.05.2014



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS